Все шесть случаев, описанных в первой части, имеют общие характерные черты. Очевидным является тот факт, что при выполнении прыжков на построение больших формаций парашютисты должны быть особо внимательны как в свободном падении, так и под куполом. Особенно внимательно надо следить за окружающим воздушным пространством, а еще внимательнее - за теми, кто перед вами или ниже вас.

Использование приборов автоматического ввода в действие парашюта существенно снизило количество смертных случаев в парашютном спорте. Возможно, не всегда удастся выжить при столкновении в свободном падении, но при падении с нераскрытым парашютом смерть наступает почти всегда.

Воздушное пространство над тандемной парой должно всегда оставаться свободным. Это особо важно при рабочем "дроге", т.к. возможность горизонтального перемещения тандемной пары сильно ограничивается. При исполнении прыжка с учеником следует быть готовым к тому, что основной парашют будет введен в действие в любую минуту. Одно из важнейших правил, которое должны знать все инструктора, - это то, что ни в коем случае нельзя находиться над спиной ученика в свободном падении. При подготовке тандемного прыжка, как и любого другого прыжка, ученик получает указание вводить в действие основной парашют при возникновении какой-либо нештатной ситуации на любой высоте. Вообще рискованно проходить в свободном падении над другим парашютистом, а над студентом - тем более. А уж при приближении к высоте, на которой обычно производится ввод основного парашюта, - это ни в какие ворота не лезет.

Особенно внимательным надо быть при слабой освещенности. Если на посадку заходит большое число спортсменов, мудро подыскать менее "загруженный" участок посадочной площадки. Уж лучше вы пешком подольше прогуляетесь, чем вас на носилках понесут.

Будьте предсказуемы в своем поведении на всех этапах прыжка. Избежать больших неприятностей можно, строго следуя плану и ведя себя так, как это ожидается другими. В четырех случаях спортсмены нарушили план прыжка или установленное направление захода на посадку. При выполнении прыжка строго следуйте полученным инструкциям, особенно по порядку разбежки. При заходе на посадку избегайте неожиданных и непредсказуемых маневров. При ветре парашютисты следуют примерно одинаковым курсом захода на посадку, что продиктовано направлением ветра. Притом, что современные купола, как правило, высокоскоростные, при слабом или нестабильном ветре, может начаться "беспредел". Большинство дропзон устанавливают специальное направление захода на посадку для подобных погодных условий. Его следует знать и соблюдать. Следуйте тем же курсом, что и другие парашютисты, приземляющиеся рядом. Если вы считаете, что вы лучше знаете, куда дует ветер, то выберите место посадки подальше от остальных.

Зная специфику поведения современных скоростных куполов при повороте - особенно эллиптических - парашютисты должны уделять особое внимание разделению по высоте и горизонту при раскрытии, на тот случай, если купол войдет в спираль.

И, наконец, при снижении под куполом голова должна вращаться на 360 градусов. Это особо важно при раскрытии парашюта и при заходе на посадку. Федеральная Авиационная Администрация использует концепцию "увидеть и избежать" как метод предотвращения столкновений самолетов в воздухе. Равным образом это относится и к "пилотам" парашютов.

Неввод или низкий ввод в действие парашюта
К этой категории относятся несчастные случаи в результате неввода основного или запасного парашюта на высоте, достаточной для их перехода в рабочее состояние.

Эта категория и следующие за ней отказы имеют дело с ситуациями, когда парашютист не смог добиться рабочего купола до высоты, позволяющей нормально приземлиться. Из года в год эти две категории собирают примерно половину всех несчастных случаев.

Два обстоятельства способствовали изменению ситуации. Во-первых, потрясающий рост количества смертных случаев при приземлении из-за использования современной высокоскоростной техники. Второй фактор - это уменьшение количества смертных случаев в категории неввода или низкого ввода, произошедшее в результате массового использования современных приборов принудительного ввода в действие парашютов.

Массовое применение надежных, современных приборов является самым значимым шагом технического прогресса в повышении безопасности парашютизма. Современный прибор принудительного ввода в действие займет наивысшую ступень на пьедестале технических усовершенствований, повысивших безопасность парашютизма.

И тем не менее. Пять из семи человек в этой категории использовали приборы. Один из них – видимо, старую модель, которая могла ошибочно сработать или же неправильно эксплуатировалась. Четверо остальных могли бы выжить почти со 100% вероятностью, если бы их приборы были включены.

На высоте в 700 метров, после продолжительного свободного падения, у парашютиста есть примерно 7 секунд для правильного ввода основного парашюта. Каждый год по крайней мере один человек не находит бобышку медузы и продолжает ее искать до высоты, когда и применение запаски становится невозможным.

Трое из четырех прыгали на новой технике. Двое имели небольшой прыжковый опыт. Один прыгал от случая к случаю. Другой был найден с выдернутой подушкой отцепки (отцепка при невведенном основном считается бессмысленной потерей времени). Ни один из них не смог нормально ввести в действие основной парашют. Четвертый, видимо, также не смог найти привод основного, за его прыжком никто не наблюдал.

В остальных трех случаях смертельный исход наступил в результате неввода или низкого ввода в действие парашюта.

При сходных обстоятельствах два спортсмена ввели в действие основные парашюты с запозданием. Обнаружив отказ, они произвели отцепку, в одном случае на высоте примерно в 200 метров, в другом - 110 метров. В оставшиеся несколько секунд ни тот, ни другой не ввели в действие запасные парашюты. Их системы не были оборудованы "транзитом".

Парашютистка не предприняла попытки ввода в действие основного или запасного парашюта, ее прибор был выключен. От момента отделения до столкновения с землей ее тело было в положении "трэк" (разбежки). С учетом некоторых ее действий перед прыжком, правоохранительные органы признали ее действия самоубийством.

Предотвращение
Отрабатывайте ваши действия и будьте психологически готовы к появлению чрезвычайной ситуации. USPA рекомендует считать необнаруженный привод основного полным отказом и немедленно вводить в действие запаску (SIM 8-3.15). В том же разделе говорится: "Ни при каких обстоятельствах не следует тратить время на отцепку".

Если ваша система оборудована прибором - включите его. Неиспользование прибора - большая глупость, чем гонки по скоростной трассе в кабриолете без ремней безопасности. В одном случае прибор был выключен преднамеренно. Во всех остальных случаях он не был включен по непредусмотрительности, в спешке на взлет или из-за незнания техники.

Досконально изучите используемую вами систему, тренируйте и повторяйте все процедуры, включая ввод в действие основного, отцепку и ввод ЗП. Повторите эти действия на борту и определите положение приводов. Если вы прыгаете на малознакомой системе, найдите рукой бобышку привода основного еще и непосредственно после отделения.

Не делайте прыжок слишком сложным, особенно если вы прыгаете после большого перерыва или на незнакомой системе. При этих обстоятельствах, чем меньше отвлекающих факторов - тем лучше. Не прыгайте в большой группе, пока досконально не освоите вашу систему. Планируйте начало разбежки большой группы и раскрытие на большей высоте при прыжках на незнакомой технике.

Перед посадкой на борт и перед отделением попросите инструктора или опытного парашютиста проверить вашу систему, особенно если вы прыгаете с чужой системой.

Автор - Paul Sitter USPA Instructor/Examiner