Даже незнакомый с дайвингом человек знает, что баллон для подводного плавания представляет собой металлическую емкость в форме цилиндра, предназначенную для безопасного хранения воздуха под высоким давлением, которым дайвер дышит под водой. Не менее очевидно и назначение вентилей - при помощи них осуществляется контроль за подачей воздуха из баллона. Кажется, что все предельно просто, но вы можете не знать, что баллоны и вентили, выполняющие эти несложные операции, бывают разных типов.

Типы и конструктивные особенности баллонов
Баллоны бываю различной вместимости, в зависимости от номинального давления и размера. В метрической системе объем баллона выражается в литрах или килограммах вмещаемой водой.Самым распространенными являются баллоны следующих размеров: 8, 10, 12 и 15 литров. Стандартный баллон емкостью 12 литров содержит количество воздуха, приблизительно равное объему воздуха в небольшой комнате. Для помещения его в баллон размером 600 мм в длину и 150 мм в ширину воздух сжимают. Поскольку воздух в баллоне сжат, его давление увеличивается. Давление в баллоне может превышать 320 бар, хотя обычно оно составляет приблизительно 170-200 бар.

Материал
Баллоны акваланга изготавливают из алюминия или стали. Оба типа баллонов должны отвечать обязательным требованиям, установленным правительственными органами. Согласно этим требованиям, баллоны должны регулярно подвергаться испытанию давлением (опрессовке), проводимой уполномоченными на то организациями. 

Как сталь, так и алюминий могут использоваться для изготовления баллонов, причем каждый из материалов имеет свои достоинства и недостатки. Например, алюминиевые баллоны менее подвержены коррозии в условиях влажного климата, а стальные могут вмещать то же количество воздуха, что и алюминиевые, в меньшем по размеру баллоне при более низком давлении.

Маркировка на баллоне информирует о металле, из которого он сделан, и о максимально допустимом давлении внутри него (рабочем давлении). Имеются также дополнительные отметки, обозначающие серийный номер баллона, даты проведения всех проверок под давлением, а также логотип изготовителя или дистрибьютора. Объем информации, содержащейся в маркировке, может меняться в зависимости от страны.

Типы вентилей
Практически все вентили для баллонов делают из хромированной латуни. Существуют два основных типа вентилей: К-вентиль (выполняет функцию открывания/закрывания) и J-вентиль (имеет встроенный механизм, предупреждающий о том, что воздух заканчивается).

J-вентиль имеет пружинный запорный клапан, который находится в открытом состоянии до тех пор, пока давление в баллоне не достигнет 20-40 бар. Когда давление опускается ниже этого значения, оно не может  удерживать клапан в открытом состоянии. При этом сопротивление дыханию увеличивается, а дайвер получает  предупреждение о том, что воздух в баллоне на исходе. Опуская рычаг на вентиле вниз, дайвер открывает себе доступ к оставшемуся воздуху. Сегодня этот тип вентилей встречается крайне редко, а если он все-таки используется, то не в качестве резервного.

На сегодняшний день существует два типа соединения вентиля и регулятора - DIN (немецкий стандарт) и YOKE. Большей популярностью пользуется второй тип, когда регулятор крепится при помощи хомута. Соединение типа DIN предполагает наличие отверстия с резьбой, куда вкручивается регулятор. Хотя в мире вентили с соединением типа DIN менее популярны, у такого соединения есть преимущество - оно рассчитано на более высокое рабочее давление. Соединения типа DIN широко используется в Центральной Европе.

Конструктивные особенности вентилей
Следует отметить, что все типы соединений вентиля и регулятора требуют наличия О-кольца - кольцевого уплотнения, обеспечивающего герметичность. О-кольцо устанавливается на выходном отверстии вентиля (при использовании соединения типа  YOKE) или на регуляторе (при использовании соединения типа DIN). В обоих случаях нельзя обойтись без О-кольца (иначе не будет обеспечена герметичность), поэтому, собирая снаряжение, необходимо всегда проверять наличие кольцевого уплотнения.

Вторая конструктивная особенность вентиля - предохранительный диск. Он защищает баллон от превышения максимально допустимого давления, которое может произойти в результате переполнения баллона или воздействия на него высоких температур. Если давление превышает допустимое, предохранительный клапан разрывается, выпуская лишний воздух и предотвращая взрыв баллона. В некоторых странах выпускаются баллоны без предохранительных дисков. 

Open Water Diver